Программа экзаменов для поступающих на факультет теории и истории изобразительного искусства

Автор: Ефим Репин 25.01.2012 12:50
Искусства
PDFПечатьE-mail

71458563_1299074950_perov1

Целью вступительного экзамена является выявление у абитуриентов способностей к пониманию задач будущей профессии искусствоведа и критика к живому восприятию и анализу произведения искусства.

Экзамены по истории искусства проводятся в течение 2 дней.

Первый день

В первый день абитуриент пишет небольшой реферат, посвященный анализу одного из классических произведений отечественного или мирового искусства по предложенным экзаменатором на время экзаменов фотографиям. Абитуриент должен содержать характеристику произведения по идейному содержанию и художественным средствам его выражения.

Для написания реферата отводится 3 часа.

Второй день

Во второй день проводится письменный экзамен по истории искусств.

Экзаменационные билеты содержат два вопроса по программе, текст которой помещен ниже.

Письменная работа (реферат) и письменный экзамен по истории искусств оцениваются независимо друг от друга.

 

I.    Русское искусство XVIII века-первой половины XIX века

  • Москва-центр объединения русских земель в эпоху средневековья. Ансамбль Московского Кремля.
  • Андрей Рублев-великий мастер древнерусского искусства.
  • Развитие светского искусства в XVIII в. Государственные преобразования петровского времени.
  • Архитектура начала века. Строительство Петербурга Д. Трезини. Петропавловская крепость. Здание 12 коллегий. Гравюра Петровского времени А.Ф.Зубов.
  • Портреты И.Н.Никитина и А.М.Матвеева. Скульптурные портреты Б.Растрелли.
  • Национальный подъем русской художественной культуры в середине XVIII в.
  • Развитие портретного жанра в живописи (И.Я.Вишняков, А.П.Антропов, А.П.Аргунов).
  • Творчество архитектора Ф.Растрелли.
  • Идеи Просвещения в русской культуре. Становление принципов классицизма второй половины XVIII века. Основание Академии художеств и ее роль в развитии отечественного искусства.
  • Историческая живопись А.П.Лосенко. Расцвет русского портрета во второй половине XVIII в. Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Развитие пейзажа (С.Ф.Щерин, Ф.Я.Алексеев).
  • Эволюция архитектуры классицизма. Ж.-Валлен-Деламот и А.Ф.Кокоринов, А.Ринальди, В.И.Баженов, И.Е.Старов, Д.Кваренги.
  • Скульптура второй полвины XVIII в.
  • Э.-М.Фальконе (Памятник ПетруI).
  • Портреты Ф.И.Шубина.
  • Творчество М.И.Козловского.
  • Национальный подъем периода Отечественной войны 1812 г.
  • Развитие городских ансамблей. Синтез архитектуры и скульптуры.
  • Адмиралтейство. А.Д.Захаров, Ф.Ф.Щедрин и И.И.Теребенев.
  • А.Н.Воронихин. Казанский собор. Памятники Б.И.Орловского М.Б.Барклаю де Толли и М.И.Кутузову.
  • Творчество К.И.Росси.
  • Выражение национально-освободительной идеи в скульптуре. И.П.Мартос (памятник К.Минину и А.М.Пожарскому). В.И.Демут-Малиновский (Русский Сцевола). Рельефы Ф.Толстого.
  • Романтические тенденции в живописи первой трети XIX в.
  • Портреты О.А.Кипренского, В.А.Тропинина.
  • Пейзажи Сильв.Ф.Щедрина.
  • Развитие бытового жанра А.Г.Венецианов.
  • Живопись второй трети XIX в. К.П.Брюллов, А.А.Иванов.
  • Творчество П.А.Федотова.

II. Русское искусство 2-й половины XIX-начала XX века

  • Развитие реализма в русском искусстве. Картины и портреты В.Г.Перова.
  • Выход из Академии художеств 14 конкурсантов(1863г)
  • Организация и деятельность Товарищества Передвижных художественных выставок (1870).
  • И.Н.Крамской-художник и общественный деятель.
  • Картины художников-передвижников ( В.М.Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», Г.Г.Мясоедов «Земство обедает», В.Е.Маковский «на бульваре», «Крах банка», Н.А.Ярошенко «Кочегар», «Курсистка»).
  • Историческая живопись. Н.Н.Ге и В.И.Суриков.
  • Пейзаж 70-80-х гг. А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, В.Д.Поленов.
  • Творчество И.И. Левитана.
  • В.В.Верещагин и развитие батального жанра II половины XIX в.
  • Портреты и картины И.Е.Репина.
  • Русский эпос и сказка в творчестве В.М.Васнецова.
  • Исторический портрет в скульптуре. М.М.Антокольский.
  • В.А.Серов-портретист.
  • Творчество М.А.Врубеля.
  • Живопись К.А.Коровина.
  • Деятельность художников «Мира искусства».
  • Книжная графика А.Н.Бенуа и М.В.Добужинского.
  • Живопись Б.М.Кустодиева.
  • Городские пейзажи А.П.Остроумовой-Лебедевой.

III. Русское искусство (1917-1997)

  • Первые мероприятия Советской власти в области искусства. Ведущее значение агитационно-массового искусства в период гражданской войны.
  • Развитие политического плаката. Д.С.Моор «Ты записался добровольцем?», «Помоги». Окна сатиры РОСТА. Роль В.В.Маяковского в их создании, плакаты В.Лебедева.
  • План монументальной пропаганды и его исорическое значение для развития отечественного искусства.
  • С.А.Евсеев, А.Щуко-памятник В.И.Ленину в Ленинграде у Финляндского вокзала.
  • Скульптуры И.Д.Шадра и С.Д.Лебедевой.
  • И.И.Бродский. Тема революции.
  • Тема гражданской войны в произведениях М.Б.Грекова.
  • К.С.Петров-Водкин. Послереволюционный период.
  • Портрет в творчестве С.В.Малютина, Г.Г.Ряжского.
  • А.Н.Самохвалов.
  • Б.В.Иогансон ( «Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе» и др.)
  • М.В.Нестеров. Портреты деятелей русской культуры и науки.
  • П.П.Кончаловский. Портреты и натюрмотры.
  • П.Д.Корин. Портреты.
  • М.С.Сарьян. Серия пейзажей «Моя Родина».
  • Скульптура В.И.Мухиной.
  • А.Т.Матвеев. Скульптурная группа «Октябрь».
  • Н.В.Томский.
  • В.А.Фаворский. Книжная графика.
  • А.И.Кравченко. Иллюстрации русской и зарубежной классики.
  • Е.А.Кибрик (иллюстрации к роману Ромена Ролана «Кола Бруньон» и к драме «Борис Годунов» А.С.Пушкина).
  • Пейзаж в творчестве И.Э.Грабаря, К.Ф.Юона, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бирули, А.А.Рылова.
  • Искусство в годы Великой отечественной войны. Кукрыниксы (М.В.Куприянов, П.Н.Крылов, Н.А.Соколов).
  • Сатирическая графика, книжная иллюстрация, живопись (иллюстрации к «Фоме Гордееву» А.М.Горького, картина «Конец»).
  • Д.А.Шмаринов «Графическая серия «Не забудем, не простим», иллюстрации к роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
  • А.Ф.Пахомов («Ленинград в годы блокады и освобождения»).
  • А.А.Дейнека («Оборона Петрограда», «Будущие летчики», «Оборона Севастополя»).
  • С.В.Герасимов («Мать партизана»).
  • Мемориалы, посвященные Великой Отечественной войне.
  • Ю.М.Непринцев («Отдых после боя»).
  • А.А.Пластов.
  • Т.Н.Яблонская.
  • С.А.Чуйков. Киргизская сюита.
  • Скульптура С.Т.Коненкова. А.П.Кибальников (памятник Маяковскому в Москве).
  • М.К.Аникушин (памятник А.С.Пушкину, памятник героическим защитникам Ленинграда).
  • Е.Е.Моисеенко. Историо-революционная тема.
  • Творчество Б.С.Угарова, В.Е.Попкова, Т.Т.Салахова, А.А.Мыльникова, Д.И.Жилинского и др.
  • Пейзажи Г.Г.Нисского, Н.М.Ромадина, А.М.Грицая и др.

IV. Классическое зарубежное искусство

  • Ансамбль Афинского акрополя.
  • Крупнейшие мастера греческой пластики: Мирон («Дискобол»), Поликлет («Дорифор»), Фидий («Афина»), Пракситель («Гермес с младенцем») Агесандр (Венера Милосская).
  • Великие мастера Возрождения: Леонардо да Винчи («Джоконда», «Тайная вечеря»), Рафаэль («Сикстинская Мадонна»), Микеланджело («Давид», росписи Сикстинской капеллы, гробница Медичи), Тициан (портреты, «Динарий Кесаря»), Дюрер («Автопортрет»), Джорджоне («Спящая Венера»), Донателло («Кондотьер Гаттамелата»).
  • Крепнейшие мастера XVII в., Веласкез (портреты, «Сдача Бреды», «Пряхи»), Рембрандт (портреты, «Возвращение блудного сына»), Рубенс («Персей и Андромеда», портрет камеристки инфанты Изабеллы).
  • Искусство рубежа XVIII и XIX вв.: Давид («Клятва Горациев»), Гойя («Расстрел»), Делакруа («Свобода на баррикадах»).
  • Мастера французского искусства: Курбе («Похороны в Орнане»), Домье («Прачка»), Э.Манэ («Бар в Фоли-Бержер», «В лодке»).
  • Французский импрессионизм; К.Монэ (пейзажи), Дега (сцена балета, «Гладильщицы», «Абсент»), Ренуар («В ложе», портреты).

Общие труды по истории искусства

  • История русского искусства, Изд. 2, т. 1-2. М.,1980, 1981
  • История русского искусства / Ред. И.А.Бартенев, Р.И.Власова, М., 1987
  • Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. М., 1999
  • Советское изобразительное искусство, 1941-1960 / Ред. Б.В.Веймарн и др., М., 1977
  • История зарубежного искусства / Ред. М.Т.Кузьмина и И.Л.Мальцева. М., 1980, 1984

Кроме того, при подготовке к экзаменам необходимо пользоваться дополнительной литературой, указанной в соответствующих разделах общих трудов по истории искусства.

 

 


 

ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Адрес
Санкт-Петербург, Университетская наб, д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18

 

 
Образование - История Академии
Прототип Академии
Ефим Репин - 12.01.2010

Академию братьев Карраччи можно считать прототипом позднейших государственных академий. Во второй половине XVI в. большое влияние на живописцев оказывали теоретики маньеризма. Они утверждали, что нет и не может быть художественных идеалов, общих для всех. Художник создаёт свои произведения на основе Божественного ...
Образование - История Академии
Академическая система обучения. Россия
Ефим Репин - 13.01.2010

 

В 1758 году по инициативе И. И. Шувалова в Петербурге была основана академия трех знатнейших художеств — живописи, скульптуры и архитектуры, где впервые стали серьезно обучать изобразительному искусству русских художников. Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования. В меценатстве Шувалова была ...

Образование - История Академии
Методы Возрождения
Ефим Репин - 24.01.2010

В эпоху маньеризма рисунок с натуры уступает место импровизациям и рисункам по памяти - кризис идеалов «Высокого Возрождения». Для художника Возрождения было очевидно, что только тогда, когда молодой художник прошел три подготовительные стадии, он получает право работать над самостоятельными композициями. Каковы ...

Статистика

Пользователи : 27802
Статьи : 130
Ссылки : 3
Просмотры материалов : 4778719

Сейчас на сайте

Сейчас 176 гостей онлайн