Автор: Ефим Репин
22.06.2010 19:16
Трудно выделить в приоритетные какую-либо из творческих дисциплин факультета живописи. И рисунок, и живопись, и композиция связаны неразрывно. Композиционные эскизы, исполняемые студентом в течение пяти лет обучения, подводят его к написанию дипломной картины. Во время работы над каждым курсовым композиционным эскизом, сопровождаемой сбором материала консультациями с преподавателем и т.п., приобретается незаменимый опыт, который облегчит во многом последующую работу над дипломной картиной и над самостоятельными творческими произведениями. Таким образом, композиционный эскиз можно считать одним из важнейших заданий.
Серьезного к себе отношения требуют все этапы работы над композиционным эскизом: и выбор сюжета, раскрывающего заданную тему, и работа над форэскизом, и дальнейшая его разработка, исполнение, если это необходимо, картона, и, наконец, исполнение на холсте решенного предварительного эскиза. С самого начала работы над композиционным эскизом можно приступать и к сбору материала. Говорить же о его необходимости излишне. Только наполненные жизнью, подлинностью детали могут сделать композиционный эскиз (а в дальнейшем – дипломную картину) максимально убедительным.
Василий Суриков. Лампада. Этюд для картины "Меншиков в Березове". 1881-1882
«Что такое искусство? Концентрированная природа», – писал О. Бальзак1. Чтобы нащупать, найти образы, детали, концентрирующие суть явления, работающие на выражение содержания, при сборе материала необходимо работать с запасом. Тогда в дальнейшем будет возможность выбирать из многочисленных возможных деталей, от чего-то отказываться, а что-то заставлять «работать».
«Искусство хорошо компоновать – это не более чем искусство хорошо разнообразить», – писал в труде «Анализ красоты» В. Хогарт2. Полностью с его словами согласиться нельзя, но очень большая доля истины в них есть. Немаловажно и его собственное замечание о том, что он имеет в виду «организованное многообразие, ибо многообразие, не имеющее замысла, представляет собой путаницу и уродство»3.
Сочинить, сфантазировать, придумать можно, безусловно, многое. Но, если детали не наполнены жизнью, они будут фальшивыми, неубедительными, и картина в результате не состоится. «Фантазия –убийственная вещь, когда для нее нет выхода в реальное событие», – говорил К. С. Петров-Водкин4. «Отвлеченность и условность – это бичи искусства», – записал В. И. Суриков на обложке принадлежащей ему Библии9.
Приобретать привычку серьезного отношения к сбору материала необходимо при работе над курсовыми композиционными эскизами. В таком случае и итоги преддипломной практики, специально направленной на сбор материала для будущей дипломной картины, будут более результативными, чем они иногда бывают.
Работа по сбору, материала в каждом случае, безусловно, будет индивидуальна и разнообразна, но, тем не менее, может быть выделено несколько направлений, которые напрашиваются при практической работе сами собой и которые можно увидеть на примерах работы многих мастеров прошлого.
Василий Суриков. Эскиз к картине "Покорение Сибири Ермаком". Бумага, акварель, графитный карандаш. 1892
Сюжет композиционного эскиза может быть как современным автору, так и историческим. Принципиальной разницы в подходе к сбору материала при этом нет. Поэтому остановлюсь более подробно именно на сборе материала для исторической картины.
При работе над историческим сюжетом сбор материала начинается с обращения к историческим, документальным, литературным и другим источникам.
«Поразившись или увлекшись сюжетом, берегите первое впечатление», – советовал П. П. Чистяков6, но считал, что при этом «следует прочитать, узнать и продумать», все относящееся к данному сюжету, ко времени, к обстановке данного события.
Примером подлинно творческого использования исторических источников можно назвать работу В. И. Сурикова над «Утром стрелецкой казни». «Для того чтобы изобразить давно прошедшее событие с такой ясностью, нужно было перечитать и пересмотреть целые библиотеки»7. Суриков внимательнейшим образом изучал документы, в т. ч. «Дневник» секретаря австрийского посольства Корба (материалы с гравюрами о стрелецких казнях в Москве). Но в картине художник от буквального следования документам отошел, обобщив прочитанное в одно целое. С полной творческой самостоятельностью, руководствуясь при отборе материала художественной выразительностью картины, а не документальной археологической точностью, Суриков соединяет в полотне подробности-, относящиеся к разным казням, создает собирательный образ расправы Петра со стрельцами.
Казнь стрельцов в 1698 г. Гравюра из «Дневника Путешествия в Московию...» И.Г. Корба. Конец 1690-х гг.
Цельность и. ясность композиционного эскиза (картины) обусловлена единством места, образа (образов) и действия. Таким образом, одним из направлений сбора материала является и обращение к месту действия в эскизе. Это может быть и пейзаж (в т.ч. и архитектурный), и интерьер и т. д.
«Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова поучительно и в этом отношении. Архитектурные памятники древности, которые возвышались на Красной площади во время расправы над стрельцами (собор Василия Блаженного) и сохранились до XIX в. без изменений, Суриков пишет с натуры. Памятники, подвергшиеся изменениям, художник реконструирует после тщательного изучения гравюр, чертежей и исторических описаний: стены рва вокруг Кремля, крытый верх и бойницы кремлевской стены, немощеная площадь (этюд грязи с колеями от колес). Для большей выразительности картины Суриков решительно изменяет детали некоторых сооружений, но сохраняет те фрагменты зданий, которые прочно связанные в восприятии зрителей с общим ансамблем площади: Лобное место XVIII в., позднейшие окна аркады галереи собора Василия Блаженного.
Василий Суриков. Вид на московский Кремль. Бумага, акварель.1876
Следующим направлением работы по сбору материала необходимо назвать изучение этнографических реалий (костюм, предметы и т.п.). Гигантская подготовительная работа Сурикова в этой области, огромное количество натурных этюдов и рисунков к каждой его исторической картине удивляют и восхищают. Художниксобирает этнографический материал с любовью и вниманием. «А дуги-то, телеги для "Стрельцов" – это я по рынкам писал. Пишешь и думаешь – это самое важное во всей картине. На колесах-то – грязь. Раньше-то Москва немощеная была – грязь была черная. Кое-где прилипнет, а рядом серебром блестит чистое железо, и вот среди всех драм, что я писал, я эти детали любил... Всю красоту любил. Когда я телегу видел, я каждому колесу готов был в ноги поклониться. В дровнях-то какая красота... А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, как кованые... Ведь русские дровни воспеть нужно...», – вспоминал впоследствии Суриков3.
Богатый этюдный материал этнографического характера дает возможность отбирать для картины то, что лучше помогает выразить смысл и раскрыть идейное содержание, отбирать то, что с точки зрения формы (масштаб детали, силуэт, цвет и т.п.) уместнее для картины.
Василий Суриков. Галерея живописи. Казаки. Этюд для картины "Покорение Сибири Ермаком". Бумага, акварель, тушь, кисть, перо
Важнейшим направлением сбора материала является и работа над образами. И, если мы обратимся к творческому наследию Сурикова, то снова столкнемся с примером, достойным восхищения, изучения, подражания. До нас дошло семь изображений рыжебородого стрельца из «Утра стрелецкой казни», возможно, их было больше. Картина же – многофигурная. И практически каждый персонаж картины в результате предварительного выстраивания образа от этюда к этюду, становился не просто одной из фигур, а запоминающимся образом, лаконичным, ясным и живым. «Лаконизм настоящего искусства есть результат, а не исходный пункт творческого процесса, есть художественное обобщение... путь художественного обобщения у Сурикова есть не только отбрасывание лишнего и приглушение несущественного, но и такое сгущение и концентрация существенных черт, которые поддерживают индивидуальную конкретность, неповторимость образа, что является важной особенностью именно художественного мышления».
Василий Суриков. Галерея живописи. Стрелец в шапке. Этюд для картины "Утро стрелецкой казни". 1879
Можно отметить, что подход Сурикова к созданию образов исторических персонажей не отличается от полхода к работе с историческими источниками и архитектурой. Для создания образов художник обращается к документальным материалам: гравюрам, миниатюрам, скульптуре. Но его подход к использованию материалов очень интересен: там, где они помогают раскрытию идейного содержания картины, там, где они «работают» на образ, он их использует со всем вниманием, а там, где мешают, либо уводят в сторону, либо просто бесполезны, жертвует ими или изменяет, не боясь отойти от буквального следования фактам. Обратимся к картине «Меншиков в Березове». Согласно историческим документам, Меншиков в ссылке отпустил бороду, но художник отбросил этот факт, и изобразил в картине «выбритое лицо с небольшими типичными усиками петровского офицера».
Василий Суриков. Голова Меншикова в профиль. Нижняя часть лица.1882
Василий Суриков. Старшая дочь Меншикова. Жена художника Елизавета Августовна Сурикова, урожденная Шаре. 1882
Суриков рассматривал композицию как умение «сочинять картину», а не как эффектное размещение на холсте фигур по отвлеченным законам «равновесия». И образы, действующие в картине, сочиняются, но сочиняются не на пустом месте. В работе Сурикова над картиной наиболее ярко выразился, как об этой говорилось выше, натурный метод. Практически для каждого персонажа он искал реальный прототип в жизни, конкретных людей, с которых писал этюды. Он искал натуру на московских улицах, кладбищах, в церквях и кабаках. Но чтобы искать, нужно четно представлять, что требуется найти. Суриков говорил о «Стрельцах»: «Когда я их задумал, у меня все лица так и возникли». То есть художник каждый образ увидел силой творческого прозрения еще до того, как находил его в натуре.
Итак, мы рассмотрели возможные направления сбора материала для композиции (картины). Подготовительная работа к картинам В. И. Сурикова послужила для этого примером, так как очень показательна и поучительна. Не менее весомым примером мог бы стать сбор материала к картинам А. Иванова, И. Е. Репина и многих других художников-реалистов.
А. А. Чугунов,
Доцент
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Бальзак О. Собр.соч. Т. 10. СПб. 1993. С. 171.
2. Хогарт В. Анализ красоты. М.; Л., 1958. С. 167.
З. Там же. С. 144.
4. ЗурабянТ. Краски разных времен. М., 1970. С. 118.
5. Кеменов B. C.В. Сурнков. Историческая живопись 1870-1890 гг. М.: Искусство, 1987.
6. Чистянов П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. С. 397.
7. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995. С. 218.
8. Кеменов B. C. Указ. соч. С. 210.
9. Там же. С. 19-20.
Добавить комментарий